Ессентуки - название полное тайн

Легенды Если объяснение названий городов Кисловод­ска, Пятигорска, Железноводска довольно обыч­ное и прозаичное, то вот слово «ессентуки» не­сет в себе таинственность легенд, преданий и ис­торических данных.
Еще арабский путешественник Ибн-Батута, по­сетивший Северный Кавказ в 1334 году, писал в своих записках, что он должен проехать в ставку султана «в местности Бишдаг».
Исследования М.Е.Массона и раскопки восьми погребальных мавзолеев показали, что возле нынешних Ессен­туков находилось крупное золотоордынское по­селение. Востоковед считал, что название Ессен­туки произошло от собственного имени владев­шего данной местностью хана Ессентуга: «эс-сен» - тучный, здоровый, «туг» - знак, бунчук. Об этом говорят и сохранившиеся до наших дней названия «Лес Есана», «Поле Есана». В одном из погребальных мавзолеев был найден хорошо сохранившийся скелет монгола, и, как считают археологи, это захоронение одного из потомков Чингисхана.
После разгрома в 1395 году после­днего золотоордынского хана Тохтамыша эми­ром Тимуром на Пятигорье пришли кабардинцы, а местность, где сейчас расположены Ессенту­ки, стала использоваться как пастбища разными народами, которые оставили свои легенды и пре­дания о происхождении слова «ессентуки».
Когда-то по долине реки Подкумок проходил знаменитый Шелковый путь из Византии в Китай. В средние века владели им и строили здесь кре­пости византийцы, а потом итальянцы-генуэзцы. Местные народы называли их франками. По пре­данию, которое записал в прошлом веке фран­цузский путешественник Ф. Дюбуа де Монпере, землями вокруг горы Бештау владел знатный и богатый франк. По тучным пастбищам паслись его неисчислимые табуны лошадей. Недалеко от его владений жили кабардинцы, и у их князя была жена буквально неземной красоты. Безумно влю­бился в нее франк и попросил князя: «Отдай жену и бери все, что ты захочешь».
Потребовал князь за красавицу земли вокруг Бештау. Велика была любовь франка, отдал он пастбища, а сам ушел с табунами вверх по реке Подкумок. Когда умерла его любимая, то он похоронил ее на возвышен­ности, которая с тех пор носит название Франчиха, и где сейчас находится городское кладби­ще Ессентуков.
Пятигорские черкесы облюбовали эту мест­ность под летние пастбища, отсюда - «несен» -привыкать, «туку» - пристанище, привычное или обжитое место.

По преданию балкарцев, в озер­це с соленой водой купали больных овец, поэтому в переводе с балкарского языка «ессентуки» означало «здоровая шерсть».

Карачаевская легенда рассказывает:

С незапамятных времен на Рим-горе стояла крепость знатной и воинственной владелицы Стан. Неприступна была крепость, как гнездо орлицы. Как когти орлицы, были крепки руки Стан. Красотой звездного ночного неба искрились ее прекрасные глаза. Но коварством и жестокостью, как змеиным ядом, была налита душа воинственной и властной Стан.
Однажды на охоте, гоняясь по скалам и обрывам за диким кабаном, увидела она юного голубоглазого чабана, имя которого не сохранило предание. Чабан пел лежа на мшистых камнях, уперев очи в расплавленную синь полуденного неба. Пел чабан о том, что блеск девичьих глаз прекраснее небесной синевы и что злые старики в ауле гонят его прочь от своих скромных дочерей, ибо нет у него ничего, кроме истоптанных чувяков и бурки, истрепанной, как шкура задранного шакалами барана.
Опустив свой лук и забыв про зверя, Стан прислушалась к его песне. А потом шагнула ближе. Вскочил чабан, увидев стройную звездоглазую охотницу.
Пылки, как полуденный зной, сердца жителей гор, а в груди Стан билось суровое и жестокое, но женское сердце...
Эту мимолетную любовь видели лишь скалы и солнце...
Когда твердой и быстрой походкой уходила Стан к своему каменному гнезду, на вершине горы, раскинув беспомощно руки, лежал под скалой юный чабан. Дрожала в его груди оперенная стрела, пущенная меткой рукой с тугой тетивы. Хищная орлица не хотела, чтобы кто-нибудь знал о ее мимолетной любви к оборванному бедняку.
Вскоре крепость Стан обложили войска владельца другой отдаленной крепости – Бурга. Бург захватил крепость и сделал Стан своей женой. В знак этого речку, протекающую недалеко от Рим-горы, назвали Боргустой (Бугунта), а окрестные горы – Бургустанскими.
Когда же истекло определенное природой время, у Стан родился сын. Хилым и чахлым было дитя этого союза. Как трава, выросшая в подземелье, был бледен сын Стан. Даже волосы не росли на его голове. Использовав все лечебные средства знахарей, повезла его, наконец, Стан к чудодейственным источникам, бившим из-под земли среди сухой пустынной степи. Долог был путь, ночь застала Стан в степи около неизвестного родника. Маленького ребенка надо было перепеленать и выкупать. Хилое тельце опустила мать в воду родника, обмыла его и завернула. Крепко заснули путники после тяжелой дороги. Впервые спокойно заснул мальчик. А наутро изумленная мать, развернув ребенка, увидела прекрасные золотые волосы, выросшие за одну ночь на его голове. От радости женщина закричала: «Йессентюк!», что означало «живой волос».


Вот почему источники, бьющие в степи, и раскинувшийся около них город стали называть Ессентюк и Ессентуки. Минеральные источники ученые назвали «Ессентуки №4», «Ессентуки №17», «Ессентуки: №20», их вода действительно, чудодейственная, дарующая миллионам людей здоровье и бодрость.

Все легенды

На Главную